Арсений Мацеевич. [Указ митрополита Арсения от 6 сентября 1754 г.] // Русская старина, 1883. – Т. 39. - № 9. – С. 555-558.

 

АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВКИЙ.

 

Отлучение им от церкви в  1754 г.

 

В дополнение к обширным историческим монографиям профессоров Н. И. Барсова и В. С. Иконникова, помещенных на страницах «Русской Старины», (изд. 1876 г., том XV, 1879 г., т. XXIV и XXV, приводим документ, весьма характеризующий своеобразную замечательную личность Арсения Мацеевича и его управление Ростовскою и Ярославскою епархиею.

А. М.

 

Указ ея императорскаго величества самодержицы всероссийския из Романовскаго святейшаго правительствующего синода члена преосвященнаго Арсения митрополита Ростовскаго и Ярославскаго духовнаго правления града Романова закащику, соборной церкви попу Иоанну....

 

Минувшаго августа 24 дня 1754 года, в указе ея императорскаго величества из походной его преосвященства конторы во оное Романовское духовное правление присланном написано: Тогож-де 24 августа, по указу ее императорскаго величества, его преосвященство слушал поданные его преосвященству Ярославскаго уезда села Пазушина церкви Воскресения Христова от попа Ивана Матвеева, дьячка Петра Васильева прошения, да приходских людей вотчины мaиopa Григорья Козмина сына Гурьева, того-ж села Пазушина церковнаго старосты крестьянина Алексия Иванова, мирскаго старосты Алексия Иванова, вотчины лейб-гвардии Семеновскаго полку подпрапорщика Димитрия Васильева сына Шъшетнева, слоботки Дуткиной выборнаго Михаила Иванова, вотчины маиора Василья Федорова сына Гренкова, деревни Мологина старосты Ивана Васильева, вотчины капитана Степанова сына Калычева деревни Мологина-ж старосты Степана Васильева, вотчины катедральнаго...

 

 

556

Итцкаго монастыря деревни Юдова старосты Ивана Петрова доношения, коими представляют поп да дьячек:

Минувшаго-де июля месяца сего 754 году, на церковной их престольной пахатной земле которая пригорожена церквам Божиим для погребения умерших в монастыри имелась в скошении ими трава, а того села маиором Матвеем Обресковым от них отнята, о чем к его архипастырству от них попа и дьячка и прошение происходило; и по иследовании того дела они, маиор и сын ево аудитор Обресковы, без Божия и его архипастырскаго благословения имеются и церковнаго входа отлучены; но еще-де они, не удовольствуясь прежнею обидою, паки показывают наигоршее нападение и разорение, и посеяннаго ими с церковной престольной другаго поля земли яроваго хлеба сжать недопускают;   а   показанной-де  их церкви понамарь Иван Григорьев с сыном своим Федором ношным временем и всегда таясь от них попа и дъячка  к нему,  маиору Обрескову,  в дом ходят, и чего признаваются, и, видно, для одного нанесения и напрасных каких клевет по злобе своей; а ныне-де  от предписаннаго маиора Обрескова к ним,   попу  и  дьячку,   происходит нестерпимое утеснение и разорение  напрасно, и показанному  пономарю к посеянному его хлебу яровому и проезду и сжатию во всем свободность, из чего он, понамарь, и его сын им, попу и дьячку, чинят посмеяние. Приходские люди (доносят)—посеяннаго-де означеным попом и дьячком на церковной земле яроваго хлеба показанной маиор Обресков сжать недопускает, и в том поле чрез имеющейся ево, маиора Обрескова,  луг, который  подле  поля церковной  пахотной  земли,   проходу  и проезду   им  недает;   а того августа 14 дня пришли от них,  приходских людей,  для сжатия того яроваго хлеба вышепрописанных вотчин женска пола  жнецы, и   помянутаго-де   Обрескова   дворовые  люди  Афонасей   Борисов, Андрей Осипов, Степан Иванов, Иван Кирилов, выбежав, чрез тот луг перейти  не допустили  и  прочь  отгнали;   а тогож августа 18 дня паки пришли  от них, прихожан,   жневы  и ево, Обрескова, луг обшед, на то церковное поле пришли обходом и пожали пшеницу овина с два; и той-де ночи против  девятаго надесять числа того пожатаго хлеба по полю разбитаго явилось людьми нарочно, а не травлею скотом, боли  половины;  и  тот   хлеб  по полю лежит разбит и по ныне; а 21 числа того-ж августа означенные поп и дьячек после утренняго пения просили их всех, приходских людей, чтоб тот их имеющийся  яровой   хлеб  сжать и свезти в гумна их, и тогож-де дни после  отпетия  святыя литоргии помянутаго аудитора Обрескова при жене Екатерине Степа-

 

 

557

новой дочери вышеписанной дворовой их человек Афанасий Борисов им, приходским людям, стал говорить криком и грозить, ежели кто жать попов и дьячков хлеб придут и возить будут, то им руки и ноги переламаем, а лошадей заберем на господский двор. Однако-де они, приходские люди, сожалея отца своего духовнаго и дьячка сошлися для сжатия того хлеба. А от того Обрескова дворовые люди и крестьяне, по приказанию-ли или собою собравшись, стерегли в поле своем с дубьем, и они-де, прихожане, боясь, не пошли, чтоб неучинили бою напрасно. А издревле-де, подле той церковной пахатной земли при владениях господ Хомутовых и Шестакова фамилии до онаго Обрезкова владения, имелась вымеренная по межовании проезжая дорога по тому лугу вдоль не для одних священно-церковно-служителей, но для проезду и возки и прочих обывателей с Волги реки лесу и дров, и всяких нужд, а ныне-де он, Обрезков, и поперег того дугу переитить их, попа и дьячка, не пропущает, а они-де, приходские люди, показанным попом и дьячком при церкви святыя служением довольны, и они де ж, поп и дьячек, состояния добраго. А понеже, по учиненному того-ж августа 13 дня его преосвященства определению, показанные маиор Матвей Иванов и сын ево аудитор Обрезковы, за презрение его архипастырской власти и за противление и продерзость правосудию, Божия и его архиерейскаго благословения лишены, и от входа церковнаго отлучены, и им в церкви Божии входить паки до исповеди и до причастия не допускать, и в дом их никому с требами входить не велено; а они-де, Обрезковы, не точию пред его преосвященством в таковой своей продерзости Богу покаяния не приносят, но, пребывая в правильном от его архипастырства запрещении и неблагословении, явно оказываются презирателями суда Божия и власти церковныя с великим соблазном немощных братий издал от себе воню безбожия; на что смотря и показанные в доношении того села Пазушина прихожан дворовые Обрезковых люди и крестьяне в таковое безстрашие отваживаются, что показанным приходским своим попу Ивану Матвееву и дьячку Петру Васильеву посеяннаго ими на церковной земле хлеба сжать недают, и чрез то наносят им также и церкви Божией не малую обиду и раззорение.

Того ради учиненным за своим архиерейским подписанием определением повелел: показаннаго маиора Обрескова Матвея и сына ево женам и домашним их, того Пазушинскаго приходу дворовым их людям и крестьянам и домашним же их всем объявить Божие и его архипастырское неблагословение и от

 

 

558

входа церковнаго их всех отлучить и как въ церкви Божии входить, так и до исповеди и причастия святых таин недопускать и в домы их не ходить, никому ни с какими требами не входить; буде-де кто из них, Обресковых, или жен их, или домашних и дворовых людей, и крестьян их, и домашних жен насильно в церковь во время каковаго пения или литоргии вошли, то оное пение оставить и не петь дотоле, донележе они из церкви невыдут; а ежели кто из Обрезковых, или жен их, или из домашних же, из дворовых людей, или же крестьян их, из домашних их умрет, то зарывать их в поле без всякаго отпевания. И о том в епархии его преосвященства, кроме Ростова и Ростовскаго уезду, во всей, по монастырям и по соборам и по всем церквам от Ярославскаго духовнаго правления публиковать указами, и велеть оные указы, по получении их, прочесть в воскресный день по божественной литоргии при народном  собрании.....   О чем сей указ и послан  к тобе, закащику соборной церкви попу Иоанну... Сентября 6 дня 1754 года.

 

Сообщ. 19 февраля 1881 г. свящ. А. А. Мизеров.